Как магия женской красоты усиливается раритетными украшениями можно было убедиться воочию, посетив выставку старинных этнографических ювелирных шедевров «Очарование Востока» в Международном караван-сарае культуры Икио Хираямы Академии художеств Узбекистана, организованную в рамках Проекта «Возрождение» и представляющую часть знаменитой коллекции Фахриддина Абдужабборова.

Здесь экспонировались десятки редчайших национальных украшений 18-го – нач. 20-го вв., обнаруженных среди старинных семейных реликвий и собранных в эту уникальную коллекцию в результате поездок по самым отдаленным уголкам нашей страны.

Они стали яркими свидетелями высочайшего проявления многогранного таланта отечественных мастеров заргаров-ювелиров, сотворивших эти чудеса народного декоративно-прикладного искусства с целью огранки блистательных бриллиантов чарующей красоты любимых женщин, чтобы подчеркнуть их еще большую привлекательность и обаяние.

Представленные в экспозициях уникальные оригиналы, которым могут позавидовать многие музеи мира, и художественные фотокомпозиции с их участием никого не оставляют равнодушным.

Увидев их, самая прекрасная половина человечества выражает нахлынувшие эмоции в восклицаниях: — Как жаль, что нельзя все это примерить и купить!

Таково пленительное воздействие этих раритетных украшений на наших бабушек, матерей, сестер, дочерей и всех поклонников прекрасного…

Это и обрамляющие лицо головные, налобно-височные, закрывающие шею и грудь — шейные.
Среди наиболее популярных и известных головных украшений — «тиллякош», «тиллябаргак», «болаобру», «синсила», «сарсузан», «бибишак», «шоукалла», «тахиядузи», «бодомой», «зулф», серьги и другие.

Нагрудные украшения: «зебигардон», «бозбанд», «кукрактумор», жемчужные «мунчаки»,
Наплечные украшения, украшения для волос — «чочпопук», «найча», «калитбоги»,
На ушах серьги-болдаки и зираки.
Браслеты-билакузуки на руках, кольца-узуки на пальцах.
Кроме того, украшались нос, затылок и ноги.

Все эти украшения предназначались и для отвода злых сил и сглаза, охраняли от болезней и неприятностей в жизни.

Когда на невесту одевали все эти украшения сразу, то это богатство могло весить иногда до 15 кг и более.

Самую главную функцию оберега выполняли треугольные или другой формы амулетницы- «туморы» и стеклянные бусины «кузмунчоки» с «глазками».
Внутрь тумора вставлялся листок с записанным отрывком или молитвой из священного Корана. Кузмунчоки одевали по нескольку штук на нитку в виде браслета в обязательном порядке на ручку новорожденного.

Детям постарше, девочкам — браслет, а мальчикам нашивались на одежду, иногда вместе с тумором, и 2-3 шт. на тюбетейку.

Если кузмунчок раскалывался или разбивался, то считалось, что он принял на себя удар от сглаза…

При изготовлении ювелирных украшений использовались глазуровка, филигрань, чеканка, ковка, приемы сквозной резьбы и тиснение, инкрустация и такие способы обработки, как чернение, золочение, зернь.

Очень многое из всего этого можно увидеть в оригинале на этой уникальной выставке раритетов.

Вернисаж посвящается «Году внимания и заботы о старшем поколении», провозглашенном с целью укрепления роли старшего поколения в семье и обществе, воспитания молодежи в соответствии с многовековыми ценностями и традициями народа Узбекистана.

В этой связи следует отметить, что наиболее ранние находки женских украшений в Узбекистане и Средней Азии относятся к эпохе бронзы, и их возраст насчитывает ок. 5-4 тысяч лет. Хотя наверняка слабый пол, всегда любивший себя украшать, чтобы добиваться сногсшибательного эффекта, в том числе и на сильную половину, начал это делать намного тысячелетий раньше, используя эту способность в качестве секретного оружия в борьбе за свою привлекательность…

Но об этом мы расскажем вам в следующих частях истории ювелирного искусства.

(Продолжение следует, Часть 2  https://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/4122-iz-istorii-yuvelirnogo-iskusstva-ch2.html ).

Др. Сергей Савчук-Курбанов

27.02.2015

Источник: 

https://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/4035-iz-istorii-yuvelirnogo-iskusstva.html