В Астане завершилась конференция «Орнаментальные ритмы Евразии. Знаки. Символы. Смыслы»,

— сообщает др. Элмира Гюль., —  где я делала доклад по вышивкам с изображением ниши/арки (джойнамазы, руйджо, джойпуши, чойшабы, яккандозы, зардеворы).

… Вышивки с нишами — весьма наглядные изделия, содержащие в своих узорах скрытую информацию о бытовавших культах и верованиях.

Более того, они несут в себе образы давно поверженных исламом богов, которые все равно оставались в генной памяти народа.

Устойчивость этих образов была связана с верой в их охранительную магию.

Так, михрабная ниша на джойнамазах отсылает нас к образу Митры, всемогущего бога Солнца и договора: по одной из версий считается что слово михраб произошло от слова Митра.

У современных огнепоклонников комната для жертвоприношений имеет два названия: mihrab и dare mehr; последний из этих терминов переводится как «дом Митры», или «врата Митры») [Топрак-кала 1984: 205].

Таким образом, ниша на молитвенных коврах коврах и вышивках изначально могла быль вратами Митры, нишей, в которую помещалось изображение самого бога.

А на некоторых руйджо, свадебных простынях, есть другая зашифрованная зороастрийская богиня — Анахита, покровительница рожениц.

Так как ислам ее очень запрещал, Анахита в местном народном фольклоре превратилась в злую ведьму албасты, которая, как считали женщины, все равно поможет забеременеть если на простыне будет вышито ее изображение.

Так на руиджо, по всему периметру арки, где возлежат брачующиеся, появляются защитные мотивы в форме миндаля — албасты-бодом, постаревшая Анахита)

фото 1 — джойнамаз 19 в. (Rippon Boswell auction) и образок с Митрой в нише, Дальверзин, 5-6 в.

фото 2 — руйджо, коллекция Мамута Чурлу, с черными мотивами албасты-бодом (внутри ниши), Анахита и ее новая инкарнация — старушка албасты

АВТОР:  Эльмира Гюль

10.10.2018

Опубликовано:  https://www.facebook.com/photo.php?fbid=433159117210747&set=pcb.433160640543928&type=3&theater  и https://www.facebook.com/photo.php?fbid=433160270543965&set=pcb.433160640543928&type=3&theater