«ШЕДЕВР НА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ»  — так называется статья, где сообщается о том, что в пигментах для красок росписей (2-й пол.VII в.н.э.) Афрасиаба использовались свинцовые белила и киноварь (красная краска) китайского происхождения, т.е.  их импортировали.

Живопись Афрасиаба вновь находится в центре внимания специалистов, особенно после завершения работ корейского проекта (при содействии фонда изучения истории северо-восточной Азии) по созданию копии росписей Афрасиаба.

В рамках проекта также создан фильм о живописи Афрасиаба в 3D формате, демонстрируемый на 5 языках в музее основания города Самарканд на Афрасиабе.

Завершилась работа проекта и по перемонтировке живописи Афрасиаба на новое основание. Он выполнялся  узбекско-французской археологической миссией в рамках проекта «Согдиана» при финансовой поддержке посольств Франции, США, Швейцарии и Южной Кореи

Настенные росписи Афрасиаба были благодатным материалом для исследования изображений вооружения, согдийских костюмов, украшений, причесок и всевозможных аксессуаров.

Проходит время, но интерес к росписям Афрасиаба не снижается. Маститыми учеными анализируются сюжеты и иконография росписей «Зала послов».

Подробнее:  http://china-uz-friendship.com/?p=13109 

Известный французский искусствовед, директор Центра реставрации настенных росписей в Суассоне (Франция) Аликс Барбе проводила работы по прорисовке живописи Афрасиаба.

С помощью современных методов хим.анализа определены неизвестные ранее пигменты для красок росписей Афрасиаба.

Благодаря этому предположили, что использовавшиеся свинцовые белила, а также киноварь (красная краска) имели китайское происхождение, т.е. являлись предметом импорта (помимо бадахшанского лазурита для синей краски).

Некоторыми учеными было предложено иное толкование сюжета южной стены. Известный французский исследователь-ориенталист Франц Грене, который более 25 лет возглавлял узбекско-французскую экспедицию, высказал предположение, что здесь изображено не свадебное шествие, а праздник Навруз и шествие царя вместе с жертвенными животными к могилам предков.

В последние годы живопись Афрасиаба вновь находится в центре внимания специалистов. Завершил свою работу корейский проект (при содействии фонда изучения истории северо-восточной Азии) по созданию копии росписей Афрасиаба.

В рамках проекта также был создан фильм о живописи Афрасиаба в 3D формате, который демонстрируется на пяти языках в музее основания города Самарканда на Афрасиабе. 

Завершил свою работу проект по перемонтировке живописи Афрасиаба на новое основание. Проект выполнялся в рамках узбекско-французской археологической миссии «Согдиана» при финансовой поддержке посольств Франции, США, Швейцарии и Южной Кореи. 

Из источника: http://sv.zarnews.uz/kultura/5218-shedevr-na-tysyacheletiya.html