Обрядовая музыка является одним из ценных областей духовного опыта узбекского народа. Сформировавшись в глубине веков, она и ныне живет полнокровной жизнью, что является гарантом его дальнейшей жизнеспособности.

Музыкально-обрядовое наследие узбекского народа состоит из двух видов: вокальной /причитания и песни/ и инструментальной /сигналы, усули, наигрыши, мелодии/, каждое из которых в обряде выполняло определенные функции. И обрядовая музыка является порождением определенных историко-эстетических условий, при которых складывались ее характерные черты и жанровая система. По своим функциям, тёматизму, образной сфере и исполнительским особенностям узбекско-обрядовая музыка подразделяется на календарно-обрядовую / связанную с временами года, общенародными обрядами, как Навруз, календарем и трудовой деятельностью/, семейно-бытовую /которая в свою очередь включает в себя свадебно-обрядовую, похоронно-поминальную и обрядово-бытовую/ и культово-ритуальную /связанную с древнейшими верованиями и мусульманскими обрядами/ музыку.

Каждая из них включает в себя виды и жанры, исполняемых в конкретных обрядовых действиях. Так, календарно-обрядовая музыка, связанная с празднованием «Навруза», с сезонными работами, годовым циклом народа, разнообразна своими песенными жанрами /»Навруз айеми», «Навруз муборак», «Бойчечак», «Сумалак», с обрядом первой борозды «Куш хайдаш», «Шохмойлар», молотьбой «Майда», сбора урожая «Обло барака», с доением животных «Хуш-хуш», «Турай-турай», вызывания дождя «Сует хотин», остановить ветер «Чой момо», приход зимы «Кор келди», с календарем «Рамазон»/. Свадебно-обрядовая музыка, строго регламентированная, исполнялась в ходе всей церемонии свадебного цикла — «Бешик туй» /торжества у колыбели/, «Суннат туй» /обряд обрезания/, «Мучал туй» /торжества связанные с 12-летним циклом/, «Никох туй» /свадьба, связанная с обрядом бракосочетания/ — «Ер-ер», «Туй муборак», «Хуш келдингиз», «Туй бошлови», «Келин салом», «Кутлов», «Айтишув», «Туй жавоби», Похоронно-поминальная музыка — один из древнейших пластов обрядовой музыки -представлена плачами-причитаниями «Йиги», «Йуклов», «Овоз солиш», песенными формами «Марсия», «Гиря», ритуальными песнопениями «Садр» и «Жархонлик», а обрядово-бытовая — песнями-речитациями «Бадик» /при лечении больных детей/. Своеобразием отличаются и культово-ритуальная музыка — «Азан», «Речитация Корана» / с ее различными формами — тиловат, кироат и тажвид/, «Зикр» /обрядово-циклические песнопения/ и шаманского камлания «Куч» или «Жахр».

Бытования жанров обрядовой музыки в современной музыкальной практике /в быту народа, в репертуарах фольклорно-этнографических ансамблей/ — это не просто механическое воспроизведение музыкально-поэтического текста, а творческий процесс — художественно-музыкальное сопровождение, что проявляется в обогащении мелоса, в структуре песен, в обновлении исполнительских традиций.

Опубликовано:  http://www.silkway.uz/contentmore/521