Из исторических источников, известно, что царь Канишка I прославился в веках тем, что в годы его правления был созван (по разным версиям) Третий или Четвертый буддийский собор, положивший конец разногласиям различных школ и направлений. Став ревностным последователем этой религии, он построил огромное количество буддийских культовых сооружений.
В их числе, видимо, были кампыртепинский храм, а также уже давно известные монастырские комплексы Айртама, городища Дальверзинтепа, Фаязтепа, Каратепа, ступа Зурмала в Старом Термезе.
При нем государство стало столь обширным, достигло такого наивысшего расцвета и стабильности, что достойно конкурировало в сфере торговли и культурных обменов на Шелковом пути с другими тремя евразийскими суперимпериями древнего мира — Римской, Парфянской и китайской Хань.
А период его правления фигурирует в спецлитературе как Великокушанский.
Известный античный китайский историк Сюань-цзан писал: «Прежде, когда Канишка царствовал, его слава распространилась в соседних государствах, и его военное могущество признавалось всеми. Платившие подать принцы к западу от Китая, признавая власть Канишки, послали к этому царю своих заложников».
Одной из причин создания подобных обстоятельств в государстве была проводившаяся Канишкой политика межэтнической и межконфессиональной толерантности.
Особенно примечательно, что буддизм, тогда уже ставший государственной религией в Кушанском царстве, содействовал распространению на все общество атмосферы терпимости, так характерной для него. Все это служило основой для углубления взаимопонимания между народами, исповедовавшими отличные верования.
Ярким свидетельством тому являются изображения на монетах вышеуказанного кушанского правителя, наряду с Буддой, еще более тридцати божеств различных религий (зороастрийских, египетских, эллинистических и местных культов).
Которым, судя по всему, поклонялись не только его подданные, но и гости из дальних стран, купцы и путешественники.
Таким образом, они видели образы своих богов на монетах, которыми пользовались, в том числе и во время международных торговых операций и за рубежом – в своих странах, особенно если они были золотыми (т.е. имели статус международной валюты)…
Фаяз-тепа. Канишка I (?) и боги (?). Настенная роспись. II-IV вв.н.э.
И каково же было их удивление, когда, прибыв в Кушанскую империю они могли не только посещать храмы своих богов, но главные буддийские святилища, где также были изображены их боги, которым можно было там молиться.
Такая, поддержанная на уровне государства, широкая межрелигиозная и межэтническая веротерпимость нашла отражение и в изобразительных сюжетах ряда храмов и монастырей, расчищенных в ходе археологических раскопок….
Таким образом, эти денежные единицы одновременно с финансовой ценностью были по-своему дороги современникам и как своеобразные иконки для сограждан и иностранных гостей, поклонявшихся разным богам.
Думается, что караваны зарубежных купцов и пилигримы с удовольствием путешествовали по Кушанской империи времен правления Канишки I, поскольку в этом государстве была создана очень благоприятная и благодатная обстановка для дружеского сосуществования всех народов и людей, независимо от их расовой принадлежности и духовной ориентации.
На то же время пришлись расцвет, дальнейшее распространение и ретрансляция буддизма по Шелковому пути в сторону Восточного Туркестана, Китая, а затем, несколько позднее, на Корейский полуостров и острова, занимаемые ныне Японией.
И практически везде буддизм, в силу своей особой терпимости и миролюбия, приспосабливался к местным условиям и ненасильственно ассимилировался с локальными культами и религиозными верованиями. Ввиду того, что это вероучение благодаря стройной системе изложения философских доктрин и взглядов на жизнь долгое время не считалось религией, оно пользовалось тогда особой популярностью среди широких масс населения.
Эта политико-этно-конфессиональная гибкость привела даже к тому, что именно тогда в буддизме появились, помимо Хинаяны (Малой колесницы, или Узкого пути спасения, объединявшего только избранных), менее ортодоксальные течения типа Махаяны (Большой колесницы, или Широкого пути спасения), а несколько позднее и Ваджраяны (Алмазной колесницы). Поэтому неудивительно, что и в наши дни буддизм переживает ренессанс, привлекая в свои ряды определенные группы людей творческих профессий в разных странах мира.
Поэтому и Буддизм доступный для всех мог впервые появиться в Узбекистане…
— И это не исключено, поскольку для таких выводов есть очень веские основания и уникальные артефакты 1900-летней давности…
К примеру, «…таких как «Будда-Мазда» – такой надписью сопровождается, изображение этого синкретического божества, фигура которого окружена языками сияния-пламени на настенной росписи буддистского монастыря Каратепа. II-III в.н.э. на городище Старый Термез (Тармита) на юге Узбекистана. К нему могли приходить молиться и буддисты и зороастрийцы…»
(Выдержки из публикации автора на: https://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/3295-tolerantnost-v-velikoy-kushanskoy-imperii.html , где также можно посмотреть иллюстрации этих сюжетов)
«О значительном престиже и влиянии на другие религии зороастризма пишут многие ученые, отмечающие, что «…некоторые из важнейших его доктрин заимствованы иудаизмом, христианством, исламом и гностическими сектами. На Востоке зороастризм повлиял на развитие северного варианта буддизма». (Выдержка из моей публикации «АВЕСТА…»: https://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/6421-avesta-drevneyshiy-pamyatnik-literatury-prizyvayuschiy-k-vechnomu-miru-i-dobru.html) — https://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/6658-pamyatniki-buddizma-na-territorii-uzbekistana.html
Др.Сергей САВЧУК-КУРБАНОВ
Из публикаций: https://centrasia.org/newsA.php?st=1067149860 и «Толерантность в Великой Кушанской Империи»