Наверное, всем знакомы слова: по законам восточного гостеприимства.
В широком смысле они отражают один из древних и почитаемых народных обычаев, дошедших до наших дней.
А в старину у восточных народов, в том числе и среди узбеков, гостеприимство было жизненным правилом и нравственным законом.
Отправляясь в дорогу, путешественник обычно оказывался в «диком поле», среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем селении, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют.
Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род.
Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. Недаром старинная пословица гласила: «Гостеприимство — выше мужества».
В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей.
Некоторые из них выражены в афористичной форме: «Лучше прийти вовремя, чем прийти рано», «Кто зовет на ужин, должен позаботиться и о ночлеге».
Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, где традиционным является почтительное отношение к старшим по возрасту.
Своя линия существует и в отношении мужчин и женщин.
Здороваются за руку, как правило, только с мужчинами. Во время рукопожатия взаимно интересуются здоровьем и состоянием дел.
Женщин принято приветствовать легким поклоном, прижав правую руку к сердцу.
Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием.
Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей.
При входе в дом принято снимать уличную обувь.
По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе.
Глава семьи сам усаживает гостей, причем для самых уважаемых отводятся места вдали от входа.
После того, как старейший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе.
Традиции и обычаи узбекского народа, живущего на перекрестке Великого шелкового пути, складывались на протяжение многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев, с одной стороны и обычаев кочевых племен, с другой, позднее исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном.
Особая роль в жизни узбеков отводится обычаям, связанным с рождением и воспитанием детей, свадьбой и поминанием усопших родственников.
Свадьбе обязательно предшествует помолвка «Фатиха туй».
В назначенный день в доме просватанной девушки собираются гости. После того, как свахи изложат цель своего визита, проводится обряд «Нон синдириш» — «Переломления лепешки» и назначается день свадьбы.
Родственники невесты вручают подарки родным жениха и свахам. С этого мгновения молодые считаются обрученными.
Свадьба имеет в жизни узбеков исключительное значение и отмечается особенно торжественно. Она состоит из целого ряда обрядов, которые надлежит неукоснительно выполнять.
В доме невесты ее родители одевают на жениха сарпо — свадебный халат-чапан.
После того, как мулла прочитает молодым молитву о бракосочетании и объявит их мужем и женой, молодые обычно едут в ЗАГС, чтобы брак перед богом дополнить браком перед людьми.
Непременный атрибут свадьбы — праздничный стол, за которым собираются многочисленные гости.
Двести, триста человек — считается обычным явлением. Родители жениха должны представить молодоженам дом или отдельную квартиру, родители невесты в качестве свадебного подарка обставляют дом всем необходимым для первых лет жизни молодой семьи. Стоит все это недешево, но в таких случаях с расходами не считаются.
Центральным событием свадьбы является переход невесты из дома родителей в дом жениха.
В некоторых районах Узбекистана сохранился древнейший ритуал очищения, восходящий к зороастрийской традиции, — молодожены трижды обходят огонь, прежде, чем жених введет невесту в свой дом.
На следующее после свадьбы утро начинается обряд «Келин саломи», означающий прием невесты в новую семью.
Родители жениха, его родственники и друзья благословляют невесту и одаривают ее подарками, а она приветствует каждого, низко кланяясь.
Такое важное событие в жизни молодой семьи, как появление младенца, сопровождается ритуальным празднеством «Бешик туйи» — «Деревянная колыбель».
На сороковой день от дня рождения ребенка родственники молодой матери приносят богато убранную колыбель — бешик и все необходимое для новорожденного и завернутые в скатерть лепешки, сладости и игрушки.
По традиции, пока гости веселятся и угощаются за праздничным столом, в детской комнате пожилые женщины проводят обряд первого пеленания дитя и укладывания его в бешик.
Церемония завершается смотринами ребенка, во время которых приглашенные преподносят ему подарки и сыплют на бешик нават и парварду, чтобы жизнь его была благополучной и радостной.
Рождение мальчика в семье — особая радость и забота.
До достижения им девяти лет необходимо провести древний, освященный исламом обряд обрезания — хатна килиш, или суннат туйи.
Перед обрядом в присутствие старейшин из махалли читают суры из Корана, накрывается праздничный стол.
Старцы благословляют малыша, ему дарят подарки.
Кульминацией праздника становится появление разукрашенного богатой сбруей и лентами жеребца, на которого усаживают мальчика, с пожеланиями вырасти могучим богатырем и храбрым джигитом.
Отдельную строку в своде житейских правил занимают похороны и поминки.
Так, через двадцать дней и через год после смерти по усопшему проводится утренний поминальный плов.
Он начинается сразу после утренней молитвы и продолжается полтора — два часа.
За пловом поминают усопшего и читают суры из Корана.
Все эти главные события в узбекской семье проходят при самом непосредственном участии махалли.
Махалля — это соседская община, основанная на полной самостоятельности и самоуправлении с целью совместного ведения дел и взаимной помощи.
Она существует века и первоначально была цеховым объединением ремесленников.
Управляет общиной махаллинский комитет, избираемый общим собранием жителей. В ее заботы, в частности, входит организация и устройство свадеб, похорон, поминок, обряда обрезания.
Махалля в известном смысле самодостаточная организация, удовлетворяющая насущные духовные и телесные запросы граждан. Здесь работает чайхана, обслуживает жителей парикмахерская, нередко действует квартальная мечеть. Однако в пятницу, на общий намаз мужчины идут в соборную мечеть.
Но махалля не просто общество взаимопомощи. У общины есть и надзорные, и воспитательные функции. Дети в махалле подрастают под присмотром всей общины и воспитываются неизменно в духе уважения и послушания старших.
Здесь существует и древняя традиция восточной взаимопомощи — хашар. Методом хашара, то есть всем миром, жители добровольно и бескорыстно помогают соседям построить дом, организовать свадебный или поминальный плов, благоустроить улицу, район.
Махалля выступает как хранительница народных обычаев и традиций. С полным правом можно сказать, что человек рождается и живет в махалле. И махалля провожает его в последний путь.
Автор:— Евгения Кузнецова
Источник: https://ok.ru/dushamoyauzbekistan/topic/66410016467917