Некоторые мастера известных ферганских школ, в частности, Риштанской до сих пор поддерживают традиции изготовления глазурованной керамики подобной китайской – чинни.
Голубая керамика Риштана вывозилась на рынки Ферганы, Самарканда, Ташкента и Бухары и других стран Шелкового пути.
По своим высоким технологическим и художественным качествам в конце XIX — начале ХХ в. ведущее место, безусловно, занимала риштанская керамика.
Мастера Риштана разрабатывали собственный стиль росписи, проникнутой лиризмом.
Произведения Усто Абдуллы раскрывают характерные черты этого стиля. В частности, показателен в этом отношении созданный им риштанский тавок: центрированная замкнутая композиция росписи включает целый фон, по которому проложен прозрачный слой синего цвета с тональными переходами, рисующими легкий ажурный узор. Здесь есть классическая уравновешенность композиции, благородство цветовой гаммы, легкость узора, свойственные гончарным изделиям Риштана. Но к концу века эта манера росписи становится суше, схематичней и почти исчезает; предпочтение отдается полихромной росписи с крупными мотивами, выполненными сочными мазками.
В то же время в конце XIX — начале ХХ в. в Средней Азии славилась риштанская столовая посуда типа «чинни». В развитии этой местной традиции сыграл свою роль и массовый ввоз китайского фарфора из Кашгара в 30-х г. ХIХ в. в Среднюю Азию.
Эта традиция продолжалась до сих пор. Любопытно, что наиболее явственно она проявилась в соседних с Риштаном областях Таджикистана, расположенной в той же Ферганской долине, особенно в кишлаке Чорку.
Начиная с 1970-х годов мастера Риштана восстановили основные традиционные формы изделий, и в настоящее время здесь изготовляют два типа керамической посуды : плоские (чаши, блюда и др.) и вытянутые вверх (кувшины; хумы и др). Ранее мастера, изготовляющие плоские изделия назывались косагар, т.е. мастер по плоским и невысоким формам (коса-чаша) и кузагар -мастер — изготовлявший высокие, вытянутые вверх изделия (куза-кувшин).
В настоящее время такая классификация теряет прежнюю обязательность — некоторые мастера изготовляют как плоские изделия, так и кувшины, вазы и др. (И.Камилов, У.Ашуров, И.Камилов (младший).
В то же время ряд мастеров в основном среднего и молодого поколения работают преимущественно над изготовлением и оформлением плоских блюд-ляганов (Ш. Юсупов,А. Таиров, Р. Усманов, А. Исанов, Кадыров Н.и др.).
В настоящее время в Риштане восстановлена технология изготовления ишкоровой глазури и все риштанские мастера используют её для оформления своих изделий. Локальные художественные особенности риштанской керамики во многом определяются характером орнаментального содержания изделий. Репертуар орнаментики риштанской керамики является самым богатым и наиболее насыщенным. Он включает в себя весь комплекс орнаментальных узоров, используемый керамикой Узбекистана: геометрические и растительные узоры, знаки-символы, предметные изображения, элементы зооморфных и антропоморфных мотивов.
С 1990-х годов в декоративное оформления плоских блюд ряд мастеров Риштана (А. Назиров, А.Исанов и др.) стали включать каллиграфические надписи арабской вязью. От кропотливого детального восстановления традиционных форм и орнамента, послушного следования предшествующим традициям в начале 1970-х- середины 1990-х годов риштанские мастера переходят ко все более активному проявлению индивидуально-творческой инициативы, расширению спектра используемых приемов и орнаментальних узоров в конце 1980-х начале 1990-х годов.
Опубликовано: С.Савчук-Курбанов. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КНР ДЛЯ БИЗНЕСМЕНОВ И БИЗНЕС-ЛЕДИ (для деловых людей и туристов) Пекин, Нанкин, Шанхай, Гуанчжоу, Урумчи, о.Хайнань/. Ташкент. 02.2018, с.17-25. http://ambit.uz/wp-content/uploads/Guide-book_rus.pdf и Керамическая посуда// http://www.silkway.uz/ceramics